top of page
Поиск
  • Фото автораJinn Touransky

Семейная родословная. Часть 2.

Обновлено: 31 мар. 2021 г.

Детство Туранского Игоря Иосифовича. Великая Отечественная Война.


Туранский Игорь Иосифович

Ваши Дед и Бабушка.

Родился я 17 мая 1915 года в Москве в одном из переулков Арбата – Сивцев Вражек. Довольно отчетливо помню себя с четырех лет, с этого же времени обучен читать. Наиболее яркие впечатления 1919 года – в деревне Старая Заимка, где мы трое старших братьев жили с Мамой, располагался штаб одной из колчаковских армий под командованием генерала Пепеляева. Зрительно вижу его утренние выезды на прогулку: казачий конвой, духовой оркестр на конях, сам генерал, восседавший в пролетке вместе с адъютантом, и вновь взвод казаков-конвойцев. Помню артиллерийские обстрелы и наше сидение в подполье, проход через отступающих каппелевцев (корпус генерала Каппеля) с их нарукавными эмблемами – череп и две скрещенные кости. Запомнилась и эвакуация Бабушки Марии с тетками Тоней и Зиной и их возвращение через какое-то время.

По приезду в Ялуторовск, март 1923 года, меня отвели в первый класс школы первой ступени. Восьмилетнего возраста я не имел и это было нарушением тогдашних правил. В 1926 году закончил четвертый класс, а в пятый меня не приняли – не было двенадцати лет. В те годы существовало и правило и мнение, что с курсом пятого класса может успешно справится только двенадцатилетний ребенок. Вновь ходил в четвертый класс, но не ежедневно, помогал в домашних делах, много читал. Заниматься в пятом классе начал с осени 1927 года в Тюмени.

В апреле 1930 года мы переехали жить в село Талица Свердловской области, где и закончил седьмой класс школы крестьянской молодежи (ШКМ, а в городах были фабрично-заводские семилетки ФЗС). В Талице не было средней школы, и продолжать образование было невозможно. А тем временем мы переехали жить на станцию Поклевская (ныне Талица) Свердловской железной дороги. После долгих исканий и неудачных попыток поступить на работу, в первых числах октября 1930 года поступил в только что открытую школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на станции Камышлов Свердловской железной дороги в группу слесарей точной механики и окончил ее в мае 1932 года, получив квалификацию слесаря точной механики 5-го разряда (при восьмиразрядной тарифной сетке) и общее образование в объеме девяти классов.

По окончании был направлен в город Пермь в комбинат рабочего образования на курсы преподавателей физики и математики (годичные). Курсы не закончил, в стране была голодовка, жить на стипендию было невозможно, учебу оставил самовольно и возвратился в город Камышлов, где начал работать в цехе «Точной механики» ремонтного завода связи и электротехники Свердловской железной дороги. Работал с большим увлечением и успехом, в марте 1933 года, в неполные восемнадцать лет, был назначен мастером, а позже сменным начальником цеха.

В январе 1935 года перешел на работу в школу ФЗУ инструктором слесарного дела (по нынешней терминологии – мастером производственного обучения) и преподавателем специальных дисциплин (технология металлов, устройство и ремонт телеграфной и телефонной аппаратуры, электротехника), где и трудился до конца октября 1936 года, до дня призыва в ряды Красной Армии.

28 октября 1936 года, вечером, прибыл на службу в 194 стрелковый полк 65 стрелковой дивизии, город Камышлов Свердловской области. Был зачислен курсантом пулеметного взвода полковой школы. По окончании ее получил звание младшего комвзвода (по-нынешнему – старший сержант) и назначен помощником командира пулеметного взвода этой же школы.

1937 год запомнился мне на всю жизнь как год компании борьбы с «врагами народа». В конце мая 1937 года по радио передали сообщение об аресте Тухачевского, Якира, Уборевича, Корки, Эйдемана и других. Борьба с «врагами народа» шла по вертикали, сверху вниз, и так она докатилась до нашего полка. Были арестованы хорошо подготовленные командиры, участники Гражданской Войны: начальник штаба полка майор Жидек, заместитель начальника штаба полка капитан Алликас, командир батальона капитан Ояло, заместитель командира полка майор Утургаури, несколько командиров рот, начальников служб полка, красноармейцев и курсантов. Судьбу многих не знаю, но австриец Жидек, латыш Алликас, финн Ояло, грузин Утургаури – храбро и мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной Войны.

Гуглосправка по запросу «194 стрелковый полк+фамилия арестованных»: в эпоху развития интернета легким движением руки находим судьбу лиц, подвергшихся репрессиям 1937 года. Что характерно – в некоторых источниках граждане арестованные, но позднее отпущенные, все равно числятся репрессированными и считаются в общее число жертв. Привожу короткие справки по трем из указанных фамилий (без биографических данных и подробностей):

Жидек Степан Васильевич

В 1936 году окончил вечерний факультет Военной академии имени М. В. Фрунзе, стал начальником штаба 194-го стрелкового полка 65-й стрелковой дивизии. В 1937 году арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и сокрытии звания подстаршины УГА, освобождён в 1940 году и направлен в Сибирский военный округ.

На момент начала войны Жидек был начальником оперативного отдела 216-й мотострелковой дивизии в Подолье. На Юго-Западном фронте его дивизия сдерживала натиск немецких танковых частей в районе Збараж — Подволочиск. Под Уманью Жидек оказался в окружении, 7 августа 1941 года был ранен и остался на оккупированной территории. Пробыв 5 дней у портного Яременко, он в гражданской одежде перешёл линию фронта без оружия и документов. С 1941 по 1944 годы был начальником штаба 39-й стрелковой дивизии и командиром 119-го стрелкового полка, четырежды был ранен. С февраля 1944 года Степан Жидек был начальником оперативного отдела 1-й польской армии Армии Людовой, поскольку знал хорошо польский.

9 февраля 1946 года по указу Президента Польской Республики Болеслава Берута и командующего Войском Польским маршала Польши Михала Роли-Жимерского получил паспорт гражданина Польши и сменил имя на Степан Зелиньский. Демобилизован в 1949 году.

Степан Жидек проживал в Белой Церкви в послевоенные годы, позднее был произведён в генерал-майоры ВС СССР.

Алликас Карл Адамович

В июне 1933 г. переведен в 59-й стрелковый полк 20-й стрелковой дивизии на должность начальника штаба батальона, с 1935 г. исполнял обязанности пом. начальника штаба 58-го стрелкового полка. В 1936 г. направлен в УрВО, где проходил службу в 65-й стрелковой дивизии пом. начальника и начальником штаба 194-го стрелкового полка. 17 июня 1938 г. уволен из кадров РККА по ст. 43, п. «а», а 12 июля был арестован органами НКВД и находился под следствием. 22 апреля 1940 г. освобожден из-под ареста, и дело в отношении его было прекращено «за отсутствием состава преступления». 26 июня 1940 г. восстановлен в кадрах РККА и назначен в 514-й стрелковый полк 172-й стрелковой дивизии МВО, где служил командиром батальона и начальником штаба полка.

В феврале 1942 г. направлен в УрВО начальником оперативного отделения штаба 7-й Эстонской стрелковой дивизии. Уже после войны 28 июня 1945 г. за проявленный героизм, отвагу, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность и умелое выполнение боевых задач 7-я Эстонская стрелковая Таллинская Краснознаменная дивизия была преобразована в 118-ю гвардейскую. После войны генерал-майор К. А. Алликас продолжал командовать этой дивизией в ЛВО.

Утургаури Василий Константинович

С 1 марта 1936 г. переведен на должность пом. Командира по строевой части 208-го стрелкового полка ПриВО в г. Ульяновск. С сентября 1937 служил в той же должности в 194-м стрелковом полку в г. Камышлов.

В августе 1944 назначен зам. Командира 10-й гвардейской воздушно-десантной дивизии 3-го Украинского фронта и в составе 37-й армии участвовал в Ясско-Кишиневской операции. После войны продолжал служить зам. Командира дивизии в ЮГВ.

В мае 1952 переведен в Военно-морское министерство СССР.

Продолжим читать рукопись.

В октябре 1938 года я был зачислен на сверхсрочную службу и направлен для обучения на курсы младших лейтенантов в город Тюмень. В апреле 1939 года успешно закончил курсы и в числе одиннадцати отличников был удостоен звания «лейтенант».

Последовали: служба в должности заместителя командира отдельной зенитно-пулеметной роты счетверенных пулеметов «Максима», командира взвода противовоздушной обороны 493 гаубичного артиллерийского полка в городе Нижний Тагил, где в декабре 1939 года женился на Подчуваловой Антонине Спиридоновне. В феврале 1940 года назначен заместителем командира роты курсов усовершенствования политсостава запаса Уральского Военного Округа – вначале в поселке Кольцово (сейчас аэропорт Свердловска), а затем в городе Красноуфимске Свердловской области.

Обладая данными к педагогической работе, к обучению коммунистов районного и областного масштаба (политсостав запаса) относился очень серьезно, внимательно, с полной отдачей сил. Вот несколько строк из отзыва курсантов, врученного мне 31 мая 1940 года:

«…Объявляем Вам, лейтенант Туранский, большевистскую благодарность за Ваше заботливое, чуткое отношение к курсантам…

Глубоким знанием своего дела, требовательностью, сочетающейся с умелым подходом к каждому курсанту, повседневной заботой о повышении знаний курсантов по боевой подготовке, Вы, товарищ Туранский, сумели дать нам необходимые знания в военном деле.»

В июне 1940 года заместителем Народного Комиссара Обороны СССР был утвержден командиром роты названных курсов (это было большой честью, на роте полагалось иметь командира в звании майора).

4 декабря 1940 года жена Антонина Спиридоновна родила сыновей-близнецов Валерия и Игоря, 11 мая 1942 года – дочь Нину.

Начало Великой Отечественной Войны встретил в Красноуфимске, продолжая командовать ротой. Курсы входили в состав учебных заведений Красной Армии и командный состав не подлежал отправке на фронт.

В середине лета 1942 года назначен на должность заместителя начальника учебного отдела курсов по огневой и строевой подготовке. Зимой 1942-1943 годов приходилось многократно бывать на выходах в зимние лагери (при температуре 30 градусов и ниже), еженедельно совершать пятидесятикилометровые марши при весьма скудном питании. В результате жестоко застудил легкие, был определен фиброзно-очаговый туберкулез легких, лечился амбулаторно и два месяца, август-сентябрь 1943 года, в Центральном Туберкулезном Санатории Красной Армии в городе Верх-Нейвинске Свердловской области. К этому времени курсы политсостава были расформированы и командно-политический состав отправлен на фронт.

В октябре 1943 года прибыл на станцию Нелидово Калининской области и отправлен для прохождения службы в 153 стрелковую Смоленскую дивизию с назначением командиром стрелкового батальона 563 стрелкового полка. Дивизия вела тяжелейшие бои на Западном фронте частично Калининском. Батальон, который был вверен мне, понес огромные потери. К середине февраля в нем насчитывалось 13 человек, при штате около 400 бойцов и командиров.

В феврале 1944 года были выведены из боя и отправлены на отдых и пополнение личным составом в Старицкий район Калининской области. Был перемещен на должность первого помощника начальника оперативного отделения штаба дивизии. В этой должности пробыл до конца мая 1944 года, а затем назначен помощником начальника оперативного отдела штаба 81-го стрелкового корпуса, где, без ложной скромности, являлся основным исполнителем всей мозговой деятельности штаба в планировании и руководстве боевыми операциями, требовавшими от меня смелости мысли и отваги ума.

Вот несколько слов из боевой характеристики от 12 февраля 1945 года:

«К исполнению своих служебных обязанностей относится добросовестно. В бою проявляет большую выдержку и спокойствие.

Быстро ориентируется в обстановке и делает правильные выводы для принятия решения.

Инициативен, энергичный и находчивый.

Начальник штаба 81 стр. корпуса

Полковник Жашков

12 февраля 1945 г.»

Свидетельство боевой службы – награждение меня за десять месяцев орденами Отечественной Войны I-й и II-й степени, Красной Звезды. Всего наград – пять орденов и 14 медалей.

Участвовал в крупных операциях Советской Армии: Белорусской, Восточно-Прусской, Кенигсбергской. Войну закончил участвуя в штурме города-крепости Кенигсберг (ныне Калининград).

Гуглосправка по запросу «153 стрелковая дивизия»:

К утру 26 сентября 1943 года части дивизии заняли деревни Полянки, Лучинки, Лаптево, Данигубово, Бытово, Ползики и вышел к Великолесью Смоленской области. Здесь, после пятичасового боя, взаимодействуя с другими с кавалерийским корпусом, дивизия прорвала оборону врага. В ночь на 27 сентября 1943 года батальоны дивизии ворвались в деревни Пустолесье и Коровники. 153 стрелковая дивизия вступила на территорию Белоруссии.

Дивизии приказали продолжать наступление. Однако на участке Сукино, Асташковичи Дубровенского района Витебской области дивизия столкнулась с необычайно упорным сопротивлением врага. За деревней Ботвиньево части дивизии с ходу форсировали речку Мерея, но за Мереей у противника оказалось три линии хорошо оборудованных траншей, а деревни Козлы, Азарово и Асташковичи гитлеровцы превратили в сильные опорные пункты. Роты нарвались на мощный, организованный артиллерийско-минометный огонь и вынуждены были отойти на восточный берег реки, где закрепились.

Утром 8 января 1944 года, после короткой, но мощной артподготовки, дивизия прорвала фронт противника под деревней Зазыбы (в 20 километрах юго-восточнее Витебска).

16 февраля 1944 года железнодорожными эшелонами дивизия убыла в тыл, в район города Старицы Калининской области для доукомплектования и подготовки к предстоящим боям. После трех с половиной месяцев пребывания в глубоком тылу, сначала в деревнях близ станции Старица Калининской области, а позже — в селе Ивановское, на берегу реки Остер, в ста километрах от Днепра, дивизия была вновь выдвинута к фронту.

В июне 1944 года дивизия вошла в состав 49 армии 2 Белорусского фронта, которой предстояло вскоре начать наступление с рубежей восточнее города Чаусы Могилевской области. Завершить прорыв главной полосы обороны противника, развить достигнутый успех — такую задачу поставило командование армии перед дивизией.

Участвуя в Белорусской наступательной операции («Операция Багратион») 23 июня — 29 августа 1944 года, дивизия форсировала реку Проню 23 июня. В 12 часов 25 июня 1944 года 153 стрелковая дивизия, выполняя приказ командира 69 стрелкового корпуса генерал-майора Николая Николаевича Мультана, переправилась через реку Басю и, тесня противника, к вечеру вышла к реке Ресте. А уже к 5 часам утра 26 июня передовой отряд дивизии, стремительно продвигаясь, вышел к Днепру в районе деревни Защита. Солдаты на подручных средствах переправлялись через Днепр. В тяжелом бою передовой отряд овладел плацдармом глубиной и по фронту около километра.

84 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page