top of page
Поиск
  • Фото автораJinn Touransky

Боги и символы Удачи. Часть 1.

Удача — субъективная положительная оценка случайного или непредсказуемого стечения обстоятельств. Синонимы: везение, частично: шанс, счастье. Удачей можно обозначать желательный исход событий, особенно, когда исход не зависит от действий затронутой личности.



Шанс -

Он не получка, не аванс,

Он выпадает только раз,

Фортуна в дверь стучит, а вас дома нет.

Шанс -

Его так просто упустить,

Но легче локоть укусить,

Чем новый шанс заполучить.

И вот, когда вы в двух шагах

От груды сказочных богатств,

Он говорит вам: Бог подаст.


А поэтому разговор об удаче мы начнем с самого известного божества данной тематики. Это, конечно же, Фортуна. То, что это древнеримское женское божество с колесом, рогом изобилия и завязанными глазами, отвечающее за удачу, знают все. Но это не совсем так. Поэтому я расскажу вам то, что, вероятно, вам не известно. При этом прошу учесть, что некоторые мои выводы будут субъективными; в данном вопросе я не претендую на полнейшую достоверность, так как по поводу происхождения и функционала отдельных древних божеств даже у ученых нет единого окончательного мнения.


Впервые Фортуна появляется в истории в 500-х годах до нашей эры. И изначально, в древнеримском пантеоне, у нее было несколько, скажем так, «проявлений», каждое из которых отвечало за удачу в определенных делах. Исследуя данный вопрос, я насчитал более 20 различных образов Фортуны, сохранивших более-менее подробное описание внешности и характеристик до наших дней, хотя Плиний Старший пишет о том, что таких проявлений было более тысячи. Расскажу о наиболее интересных.


Пожалуй, изначальная Фортуна, от которой потом пошли все остальные фортуны – Fortuna Annonaria – отвечала всего лишь за хороший урожай и сохранность зерна. «Всего лишь» в данном случае следует воспринимать не как преуменьшение степени ее влияния, а как то, что ни за какие боевые подвиги, семейное счастье или везение в игре данная особь ответственности не несла. Имя для оной латиняне взяли из пантеона италийских племен, у которых была богиня по имени Vortumna – то же самое, что и Annonaria, то есть «вращающая год». Почему прижилось именно «Фортуна» - нам, потомкам, не известно. Ежегодно 24 июня, в день летнего солнцестояния, римляне устраивали в честь этой богини праздник урожая.


В конце третьего столетия до нашей эры появляется Fortuna Primigenia. На нее возложили заботу о состоянии новорожденного. Её немедленно записали в перворожденные дочери Юпитера. Тогда же зафиксированы и Fortuna Publica и Fortuna Romana – эти две следили за судьбой людей в целом и Рима в частности соответственно.


В начале первого века до нашей эры нарисовывается Fortuna Huiusce Diei (как это произносили латиняне, одним им известно), так сказать, Богиня Удачи Сегодняшнего Дня. Квинт Лутаций Катул, который первый построил в честь этой богини храм (считай, придумал её), видимо, рассудил, что ежегодные жертвоприношения в честь отдельных божеств — это, конечно, хорошо, тем более, что данной богине выделили отдельный праздник 30 июля, но зачем мелочиться, если можно собирать пожертвования ежедневно.



Всё это время основной и единственный атрибут всех Фортун был Рог Изобилия (Cornu Copiae). Колесо Фортуны впервые появляется только в 55-м году до нашей эры и символизирует неотвратимую изменчивость судьбы – типа, сейчас ты находишься в верхней точке колеса, но, так как оно бесконечно крутится, вскоре ты окажешься в низшей его точке, и так далее. Посыл данного символа следующий – дабы избежать крайностей, следует держаться ближе к центру – не стремись за излишними богатствами, ибо это обязательно приведет к обнищанию. Тем не менее игры в «Колесо Фортуны» становятся очень популярными среди имперских вояк. Помимо денег и вещей играющий даже мог поставить на кон собственную свободу, и при неблагоприятном исходе становился рабом своего противника. Винить крутящего и играющих тут не имело никакого смысла – так же сама Богиня решила!


Особенно нашему брату будет любопытна Fortuna Virilis, она же Фортуна Мужественная. Нашему брату – исключительно в научно-исследовательских целях, а нашей сестре в вопросе почитания, кстати, ибо, вопреки наименованию, этому божеству поклонялись только женщины. Дело в том, что эта богиня по мнению Овидия скрывала женские изъяны и недостатки в глазах мужчин, чем способствовала успешному нахождению женщиной хорошего мужа (если речь шла об уважаемой гражданке) или богатого клиента (в случае с доблестными труженицами лупанариев*, коих в Древнем Риме было бесчисленное множество на вполне легальных основаниях: булочные, тавернские, шкуры, кладбищенские, иностранные, ритуальные, элитные, и так далее… как скучно мы живем. Подробнее желающие могут прочитать в книге Иоганна Блоха «История проституции»). Вместо традиционного жертвоприношения в именном храме (уверен, так поступали только самые ленивые) процесс почитания богини происходил в мужских банях. То есть, девушка или женщина, желающая получить благосклонность Фортуны Вирилис, должна была прийти в мужскую баню, для чтобы, так сказать, очиститься от изъянов и, видимо, моральных оков, путем омовения и оргии в компании незнакомых мужчин. В первый день апреля отмечался праздник данной богини, что характеризовалось массовыми посещениями лицами женского пола мужских банных заведений.


*Лупанарий – Lupānārium, оно же – Проститутошная. Обозначает «волчье логово» и происходит от латинского слова «Lupus» - «Волк». Словом «Lupa» - «Волчица» называли работниц этого заведения. Главная Лупа по своей сути – пит-босс, ибо слово «Pit» в одном из своих значений на английском языке также обозначает «волчье логово». Интересно, что по закону лупанарии открывались только в 3 часа дня, дабы «отроки гимнастикой не пренебрегали».



Фортуне Вирилис одновременно и противопоставлялась и с ней отождествлялась Fortuna Muliebris, она же Фортуна Женская, она же олицетворение Пудицитии – сексуальной добродетели, скромности, целомудрия. Древние латиняне как бы намекали, что женщина, конечно, должна быть существом кротким когда надо, а когда надо – и Сашей Грей. И никакого тут феминизма – так велят боги!


На стыке эр, а именно в 19-м году до нашей эры, Октавиан Август утверждает еще одну Фортуну – Fortuna Redux, которая отныне стала отвечать за возвращением из долгих и опасных путешествий. Помимо этой фемины, были еще специальные фортуны для морских путешествий, для победы в бою, в целом для победы в войне; а так же: Fortuna Balnearis – следящая за удачей во время принятия ванны (полагаю, защищала уважаемых патрициев в бане от неожиданностей в момент поднятия упавшего обмылка), Fortuna Virgo, покровительствующая римским девственницам (эта, видимо, со временем вручала своих подопечных в руки Фортун Мульебрис и Вирилис), Fortuna Barbata – отвечала за грамотный переход мальчика из детского состояния в состояние мужчины. Fortuna Faitrix отвечала в целом за удачу по жизни.


Какой-то специальной фортуны, отвечающей за удачу в азартной игре, в процессе исследования выявлено не было. Однако был обнаружен малоизвестный римский бог по имени BonusEventus (в переводе на русский – Добрый Исход/Доброе Завершение). Он считался двойником Фортуны и часто изображался вместе с ней. Его образ часто гравировали на инталиях (полудрагоценных камнях, использовавшихся в качестве амулетов) и монетах. Марк Теренций Варрон в начале первого столетия до нашей эры упоминает Бонуса Ивентуса в числе двенадцати богов, отвечающих за сельское хозяйство, в частности, за водоснабжение. А точнее – за непосредственно водоснабжение пресной водой отвечала богиня Лимфа(Limpha), а Бонус Ивентис нес ответственность за то, чтобы эта вода была успешно доставлена куда следует.



В период Империи (для тех, кто смотрел «Звездные войны» и думает, что Лукас это все сам придумал, сообщаю, что, грубо говоря, Римская Республика – 500 лет до нашей эры, Римская Империя – 500 лет после нашей эры, смена Республики на Империю произошла в 27 году до Н.Э.) функционал Бонуса Ивентуса расширяется, в то время как количество проявлений Фортуны наоборот уменьшается. Бонус Ивентус становится ответственным за удачное завершение любого дела. По сути Фортуна может повернуть свое колесо как угодно, не факт, что исход будет желаемым. А вот чтобы результат вращения колеса Фортуны был благоприятный, необходимо участие Бонуса. Как говорил профессор Преображенский – «Так я и знал. Именно это я и предполагал». Иными словами, чтобы выиграть в азартной игре, надо рассчитывать не на Удачу, а на Бонус!



О чем нам это говорит – фортуна не представляла собой одну конкретную богиню. Конкретной богиней удачи она станет уже в христианской Европе, а точнее, так как бог мог быть только один, станет чем-то типа его административной помощницы по вопросам судьбы. В древнеримский период она скорее была общим названием для массы высших существ, типа, музы, нимфы и прочее.


То, что Фортуна (забудем о ее многоликости и будем писать, как об одной ипостаси) более олицетворяет Судьбу, нежели Удачу, говорит и ее древнегреческий клон и отчасти прототип – богиня Тюхе.



Тюхе, она же Τύχη, она же Тихе, она же Тихея. Это греческий аналог римской Фортуны, впервые появившейся в Древней Греции в VII-м веке до нашей эры. То есть, на пару веков ранее, чем Фортуна Аннонария. Есть три версии, кто такая Тюхе. Одна версия гласит, что Тюхе являлась одной из океанид, нимфой, дочерью Океана и Тефиды. Но данная версия основана на том, что нимфу с этим именем упоминает в одном из своих сочинений Гомер. Однако функционал нимфы Тюхе в описании Гомера не включал в себя ни удачу, ни судьбу. Нимфы в принципе, хоть и были богорожденными, не брали на себя столь глобальные обязанности. По другой версии она дочь Афродиты от Гермеса (а может и от самого Зевса), об этом пишет поэт Пиндар, и отвечает как раз за судьбу. Третья версия, имеющая наибольшее количество письменных соответствий, гласит, что Тюхе – мойра. Об этом сначала в VII-м веке до нашей эры пишет Архилох (что это такое красивое имя не дают нынче детям?), а уже во II-м веке нашей эры Павсаний подтверждает данную теорию. Кстати, то что Тюхе – мойра, совсем не отменяет того, что она могла быть дочерью Зевса.


Напомню. Мойры – это такие тетки, которые прядут нити судьбы. Изначально их было много – у каждого человека на Земле была своя мойра. Потом их оставили три: Клото, Лахесис и Атропос. Но в период Эллинов (с III-го века до нашей эры и до 30-го года до нашей эры) Тюхе, сама будучи одной из мойр, начинает отбирать у них власть над судьбой, и к началу новой эры фактически становится единоличной богиней, отвечающей за судьбу, удачу и случайность.



У Тюхе был подельник, как у Фортуны Бонус. Звали его Агатодемон (в переводе с древнегреческого – Добрый Дух). Есть даже упоминания, что данный дух был не просто компаньоном Тюхе, а мужем. Как и римский Бонус, Агатодемон просто влиял на хороший исход какого-либо дела. Поклонение ему не требовало особых затрат, древние греки просто пили в его честь неразбавленное вино (то есть крепкий алкоголь). Демон – это, собственно дух и есть, сверхъестественное существо имеющее волшебные способности. В Арабской мифологии демонам соответствуют джинны. Позже, в христианской религии, а также в сериале «Полицейский с Рублевки», слову «демон» будет дана негативная окраска. На самом же деле демоны и джинны были как добрыми, так и злыми. Лично я – добрый Jinn.



Какой вывод мы можем сделать из вышесказанного, если считаем себя приверженцами эллинизма – если ты хочешь выиграть (а Тюхе, даже в большей степени, чем Фортуна, не отвечала именно за удачу, а отвечала за судьбу в принципе, за все ее превратности), то нужно провести ритуал в честь Агатодемона, иными словами – прибухнуть вискарика! Хоба, теперь все сходится.


В заключение добавлю, что старое русское имя Тихон вовсе не обозначает «тихий», а уходит своими корнями в древнюю Грецию именно к богине Тюхе и расшифровывается как «счастливчик». Имеет ли к той же богине глагол «втюхать» - на данный момент я еще не выяснил.



Евгений Туранский

Jinn Touransky

июль 2022

398 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page