Джонатан Харрингтон Грин (1813-1887)
Гражданин Грин в свое время был вполне успешным и известным игроком. Но в 1842 году, в возрасте неполных 30-и лет, внезапно «завязал» и стал одним из самых ярых противников игорного бизнеса. В последующие годы он выпустил массу сочинений, разоблачающих грех азартных игр. Вклад данного персонажа в историю азартных игр огромен – в своих разоблачениях гражданин Грин не только описывает все известные на тот момент игры, но и мошеннические приемы, коих стоит остерегаться обывателям. Отдельно прекрасны его поучительные истории из жизни, в большинстве из которых в конце все умерли…
Для лучшего понимания общего градуса его сочинений я решил предложить вам к прочтению, мои маленькие любители истории азартных игр, вступление к одной из его книг.
The Evil Consequences of Gambling
Вступление к книге
An Exposure of the Arts and Miseries of Gambling (1843)
Грех азартной игры, против которого направлены мои нынешние усилия, столь же велик и широко распространен, как и прочие грехи, искушающие нас в настоящее время. Вряд ли какой-либо пласт нашего общества полностью защищен от последствий этой скверны. В азартные игры играют дети, молодые юноши и девушки, отцы и матери средних лет, содержащие семьи, и, чтобы завершить картину деградации, узрите седовласых старцев, яростных поборников этого порока, в числе прочих занесенных в черный список дьявольских злодеяний.
И хотя мы живем в эпоху моральных реформ, но как мало пишется законодательных актов, как мало создается общественных организаций, чтобы обуздать это могущественное зло, которое в своею очередь и само является источником бесчисленного множества других пороков самого постыдного характера!
Пресса, которая является или, по крайне мере, должна быть хранительницей нашей общественной морали, очень редко освещает это богомерзкое занятие: служители религии настолько привыкли относится к азартным играм как к само собой разумеющимся, что они, кажется, утратили большую часть того справедливого отвращения, с которым к ним всегда следовало относиться, и редко говорят о них в своих проповедях; и следствием этого является то, что данному греху удается выполнять свое разлагающие действие почти без усилий – изменять стариков и вовлекать молодежь.
И действительно, во многих частях нашей страны люди почти так же зависимы от этого порока, как и некоторые из древних германцев, как описывает римский историк (некоторые из древних полуварварских народов, потеряв все свое имущество в азартных играх, включая лошадей и доспехи, часто ставили на кон свою свободу и становились рабами победителей, оставаясь в рабстве на всю жизнь, если, конечно, их хозяева не освобождали их); и все же наши моралисты позволяют ему существовать и распространяться в относительной тишине, вместо того, чтобы трубить, осуждать и всеми силами бороться с его пагубными последствиями, поскольку это их прямой долг.
Азартные игры – это грех глубочайшего воздействия, который поражает корень всех хороших и добродетельных чувств, известных нашей природе. Когда молодой человек впитывает страсть к игре, всякое чувство чести и добропорядочности вскоре исчезает, и все благородные качества, которые возвышают человека над животным творением, падают ниц, в большинстве случаев – навсегда. Вся душа его поглощается этим притягательным пороком: и любовь к родителям, и любовь к стране, и к своим собратьям; и все удовольствия, которые он мог раньше получать в творческих и научных занятиях, начинают тускнеть, а вскоре и вовсе исчезают. Игрок не может противопоставить совершаемому преступлению никакого искупления. Он полностью осознает, что невозможно превратить свое позорное призвание в постоянный источник дохода, если он не будет постоянно практиковать самые гнусные уловки и обман, которые делают его сердце черствым ко всякому чувству морали и религии.
Давайте на мгновение представим себе состояние человека, который постоянно использует различные бесчестные средства, не только в случайных жизненных ситуациях, но даже с закадычными друзьями своей юности, некоторые из которых почти наверняка попадут в ловушки адепта азарта. Все более изощренные способности нашей природы проституируются или полностью уничтожаются в недрах души закаленного игрока. Есть ли у него жена и семья? Ими постыдно пренебрегают! Зачастую невоздержанность и распутство настолько ослабляют или уничтожают любовь к дому, что она почти, если не полностью, отсутствует. Малейшие неудачи настолько сильно влияют на его поведение, что заставляют страдать от этого все его домашнее окружение. Связан ли он священным обетом верности с избранной им женщиной? Если и да, то очень быстро всё прекрасное, любая нежная привязанность, каждое чарующее чувство сердца рассеивается или умирает в душе убогого, подлого и грязного игрока! Мужчина, который накрепко привязывается к этому пороку, редко исправляется. Заработать состояние или добиться признания в какой-либо отрасли благодаря честному труду – он даже не мечтает об этом; или, если он и размышляет над этим, все это кажется ему настолько отвратительным, бессодержательным и надоедливым, что представляется совершенно невозможным когда-либо заставить себя заняться этим всерьез. И если праведный или благочестиво настроенный знакомый намекнет ему на необходимость изменений, игрок будет склонен оттолкнуть его, сославшись на то, что деньги можно зарабатывать любым способом, а также на свою неспособность следовать любым другим занятиям из-за недостатка тех необходимых знаний и умений, которыми он до сих пор пренебрегал. И с этим или какими-либо еще оправданиями, столь же позорящими его разум и сердце, он продолжает следовать по пути зла.
Через несколько лет, прожитых попеременно то в нищете, то в богатстве, нажитом нечестным путем, судьба игрока становится предопределена. Его здоровье ослабевает. Ему становится все труднее и труднее участвовать в постоянных ночных загулах со своими компаньонами, и они покидают его. Его укоренившиеся привычки делают его непригодным для возвращения к любому честному способу добывания средств к существованию, и постепенно он опускается все ниже и ниже к полному саморазрушению, пока мать-сыра земля не примет его, совершит ли он самоубийство, или, нарушив законодательство, не прекратит свое бренное существование. Это не преувеличение и не фантазия, это суровая реальность, печальная реальность, свидетелем которой мне приходилось бывать во многих уголках нашей страны, дающая урок каждому родителю и опекуну, взывающая голосом, который никогда не следует игнорировать, - противодействовать всеми доступными средствами любой малейшей тенденции развития порока азартных игр в своих детях и подопечных; раскрыть с непреодолимым рвением перед ними ужасные последствия этого отвратительного деяния против Бога и человечества; убеждать их всеми возможными способами, обращаясь к религии, морали, чести и инстинкту самосохранения, чтобы не сбивались они с пути праведного. Иные пороки можно преодолеть путем хладнокровного размышления об их пагубности и осознания их разрушительных последствий; но, в большинстве случаев, приспешники азартной игры редко возвращаются к нормальной жизни, - либо благодаря крупицам оставшейся совести, либо молитвами тех, кто заинтересован в их благополучии.
В современном мире масса вещей способствуют развитию страсти к играм. Одна из них, на которую я хотел бы обратить особое внимание, имеет прямое отношение к воспитанию подрастающего поколения. Ибо если нам удастся обуздать молодое поколение, пожилые приверженцы игр вскоре покинут нашу грешную землю и, уйдя со сцены, оставят нас свободными от этого зла. Однако я бы не хотел настаивать на том, что престарелые грешники не заслуживают наших усилий по их спасению – все они для нас одинаково ценны. И хотя в их случае мы не можем непременно рассчитывать на успех, но мы можем многое сделать, и это почти без видимых усилий, чтобы не допустить грехопадения нашей молодежи в эту огненную гиену азартных игр.
Пусть все родители, в чьих домах сейчас есть различные игровые принадлежности, такие как карты, шахматные фигуры и доски, нарды и шашки (все это сейчас очень модно), немедленно избавятся от них; и вместо того, чтобы обучать своих детей этим играм и позволять им совершенствоваться в них, учите своих чад тому, что игры эти ведут к дьяволу различными путями, и что нет ни одной стоящей причины увлекаться этим распутством. Это пустая трата драгоценного времени, что порождает ту греховную страсть, с которой связаны все эти отвратительные пороки: сквернословие, ложь, жульничество, пьянство, распутство, ссоры и убийства. Все это абсолютно естественным образом связано с играми. Некоторые могут подумать, что игра, проводимая в кругу семьи, не причиняет вреда. Но я хотел бы спросить, какие у нас гарантии, что человек, слабовольный от природы, не стал бы, если бы ему представился такой шанс, какие у нас гарантии, что он не использует свои умения во зло, не попытается ограбить кого-либо, если ему представится такая возможность?
Я отвечу – никаких гарантий! Мы не можем быть уверены, что молодой человек, который становится посвященным в знания об азартных играх под руководством и с одобрения своих родителей, не станет в дальнейшем участвовать в подобных играх, осознавая, что он имеет некоторую вероятность выиграть приличную сумму денег. Вместо того, чтобы обставлять свой дом этими орудиями зла, почему бы не поставить на их место какое-нибудь полезное научное оборудование, чтобы то же время и усилия, которые тратятся на шахматную доску или карточный стол, можно было бы потратить на получение полезных знаний, которые пригодятся на протяжении всей жизни и несомненно вскоре станут вызывать больший интерес, чем тасование и раздача карт? Если бы родители хотя бы немного задумывались о том, насколько большой вред будет причинен их детям посредством их воспитания, когда они вырастут. Я склонен полагать, что они более не станут одобрять те опасные развлечения, которые они сейчас поощряют, и будут изо всех сил стараться избавиться от них. Похоже, они забыли важную истину, гласящую: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Книга притчей Соломоновых, 22:6). Молодой человек, который обучается играм дома и пропитывается в них азартом, редко будет довольствоваться игрой со своими товарищами в семейном кругу, но будет искать возможности поделиться своим умением с другими людьми, которых он, возможно, считает более опытными. чем он сам. И приложив все усилия, чтобы получить более глубокие познания в игре, он будет принимать от своих знакомых дружеские вызовы на испытания своих навыков. Опыт показывает, что молодые люди, вовлекаемые в подобные мероприятия, обладают умом, способным принести большую пользу миру, если направить их в надлежащее русло.
Простые игры типа домино и шашки обычно являются первыми играми, которым обучают детей; затем идут «Дурак» и «Пьяница» (в оригинальном тексте автор называет две игры «all-fours» и «eucre», которые будут явно незнакомы современному, а тем более русскоязычному читателю, поэтому я посчитал возможным адаптировать текст и использовать названия простейших карточных игр, в которые в детстве каждый из нас играл со своей бабушкой. Примечание Jinn T.), которые настолько увлекательны, что, играя в них, можно действительно получать большое удовольствие. Как только ребенок осваивает простейшие карточные игры, он начинает учиться играть в вист. Постепенно эта игра занимает не только большую часть свободного времени подростка, но и все его мысли, даже когда он занят другими делами. Для понимания игры в вист требуется много усердия и практики. И нет ничего другого, чем мог бы так гордиться начинающий игроман, как понимание различных моментов этой игры. И вот когда молодой человек становится настолько глубоко увлеченным игрой, что она отвлекает его внимание от обычных дел или полезных занятий, тогда мы можем справедливо считать его вставшим на путь к гибели.
Далее мы уже слышим об этом молодом человеке, как об умелом игроке, который часто играет, оттачивая свое мастерство, с другими джентльменами на вполне приличные суммы денег. Достигнув высот и признания как игрок в вист, наш юноша еще не сделал ничего, что общество осудило бы в нем; сейчас стало довольно модно делать ставки, делать это открыто, при этом, подобное занятие не считается чем-то предосудительным, чем-то таким, за что можно потерять уважение общества. Но поскольку за одним губительным шагом непременно следует шаг следующий, человек не останавливается на достигнутом. Его начинают привлекать игры в «Бостон», «Брэг» и покер («Boston» – судя по описанию нечто типа Кинга, а «Brag» – один из предков покера), и он старается по возможности овладеть ими всеми с большим усердием. Его все чаще можно видеть в компании благороднейших из игроков, иными словами, катал. И в тот момент, когда человек, чье положение в обществе является респектабельным, присоединяется к такой компании или становится ее постоянным членом, несмотря на то, что в игровом сообществе эти люди считаются уважаемыми, он фактически идентифицирует себя с людьми, которые намного ниже самой низкой из социальных ступеней. И если на пути своего грехопадения он не осознает той жертвы, которую он приносит, то, если он когда-либо и вернется к обычной жизни, он обнаружит, когда захочет выйти из игры и вернуть свою репутацию благопристойного члена общества, что те, кто считали его благородным и гордились знакомством с ним до того, как он опустился, будут смотреть на него сверху вниз с презрением и неуважением, как на мерзкого и запятнанного игрока, само присутствие которого может принести зло.
Единожды став игроком, человек редко останавливается, пока не достигнет вершины мастерства в своем искусстве. Все его внимание сосредоточено на вынашивании мошеннических схем, благодаря которым он надеется сделать свою профессию постоянным источником прибыли. И почти всегда, если он не занят за карточным столом, его можно найти в каком-нибудь укромном уголке, где он тренируется и совершенствуется в шулерских приемах и прочих негодяйских уловках, которые он потом будет использовать в реальной игре. При этом, если этого человека обвинить в каком-либо коварном искусстве, он расценит это как оскорбление его чести и достоинства, что даже может привести к смертельной дуэли. Не имеет значения, насколько хорошо этот человек на самом деле разбирается в карточных играх. Он будет все чаще посещать игровые притоны, в которых можно свободно сделать любую ставку. Это, пожалуй, самый разрушительный шаг в его печальной и никчемной жизни. После того, как он становится завсегдатаем игорных заведений, ему необходимо обзавестись некоторыми приспособлениями, что будет стоить ему от двухсот до тысячи долларов; он начинает лучше понимать все нюансы игры и в один прекрасный момент сам открывает свой игровой притон или становится держателем банка. Его карьера во вполне законном разграблении населения не отталкивает его соратников и достаточно быстро наполняет его карманы, в следствие чего он расширяет свой бизнес. Совершив свое грехопадение, этот человек, являясь держателем банка, сам становится причиной морального разложения других граждан.
Это наивысшая точка в его карьере. Золотой идол застилает глаза; теперь деньги являются для него Богом, это его единственная радость в жизни, и он не задумывается ни о настоящем, ни о будущем. Но за наивысшей точкой всегда следует быстрый и неприятный спуск. Он начинает посещать скачки и петушиные бои, где встречает множество людей настолько безрассудных и озлобленных, насколько это вообще возможно. В силу своей привязанности он делает ставки и общается с этими людьми, и шаг за шагом становится одним из них. Его играми теперь будут рулетка, фараон (это аналог того, во что играл Герман в «Пиковой даме», примечание JinnT), кости, а также двадцать-одно и покер. Это игры самого низкого порядка, и обычно в них играют так называемые представители социального дна. Таким образом, он опускается от одной степени деградации к другой, пока не сталкивается с презреннейшей из игр – «наперстки». Затем, когда удача отворачивается от него, он уже мысленно готов на совершение кражи и только ждет первой удобной возможности ее совершить. Во имя утоления своей жажды к деньгам и добычи у этого человека нет никаких моральных сдерживающих факторов, и он уже готов ограбить магазин или жилой дом. Короче говоря, нет такого преступления, даже самого гнусного и отвратительного, на которое бы не пошел игрок, когда его целью является получение денег! Чего еще мы можем ожидать от людей, которые всю жизнь свою потратили на мошенничество и обман собратьев своих, используя такие подлые и мерзкие уловки, что всякий благочестивый ум содрогается при их созерцании?
Далее позвольте перейти к описанию самых распространенных игр, отмечая различные мошеннические уловки, к которым прибегают игроки. Также я расскажу вам о некоторых инцидентах, которые послужат иллюстрацией их подлого характера и деструктивного влияния, надеясь таким образом вызвать в умах моих читателей то глубокое отвращение к игровой практике, которое должен испытывать каждый честный и благородный гражданин. И поскольку то, что я напишу далее, является фактами, которые стали достоянием моих личных наблюдений и знаний, я искренне верю, что они произведут глубокое и благотворное впечатление на каждого человека, молодого или старого, который серьезно и с уважением отнесется к моей книге.
….
Продолжение, равно как и книгу целиком можно прочитать на языке оригинала в книжном гуглохранилище по запросу
An Exposure of the Arts and Miseries of Gambling, Jonathan H. Green
Перевод
Евгений Туранский
Jinn Touransky
Comments